Об авторах
Предисловие
Благодарности
Часть 1
Когнитивно-поведенческая терапия, сфокусированная на травме. Обзор и теоретическая основа
Глава 1. Влияние травмы и утраты на ребенка и семью
Что такое детская травма?
Признаки травмы
Аффективные проявления травмы
Поведенческие проблемы
Когнитивные искажения, появившиеся вследствие травмы
Изменения в межличностных отношениях
Комплексное птср
Физиологические изменения
Травма утраты у детей
Неосложненное горе
Затяжная реакция горя
Детская травма утраты
Работа с травмой и гореванием
Подведем итоги
Глава 2. Оценка состояния ребенка, пережившего травму
Оценка силы травмирующего воздействия
Диагностика симптомов птср
Диагностика других психических расстройств
Диагностика травмы утраты у детей
Травмирующий характер смерти близкого человека
Наличие связанных со смертью симптомов птср
Влияние симптомов птср на нормальный процесс горевания
Как сообщить родным о результатах диагностики
Глава 3. Как устроена модель тф-кпт
Принципы тф-кпт. Важность поэтапной работы
Разработка модели тф-кпт
Индивидуальные и совместные терапевтические сессии с ребенком и родителями
Структура и адаптивность сессий
Польза родительского участия в терапии7
О конфиденциальности и поощрении открытого взаимодействия между родителями и ребенком
Терапия без участия родителей
Значение социокультурного контекста в тф-кпт
Участие других помогающих служб
Общие рекомендации по использованию этой книги
Подведем итоги
Глава 4. Исследования в области тф-кпт
Подведем итоги
Глава 5. Роль терапевта в тф-кпт
Важность терапевтического альянса
Роль профессионального мнения,
Навыков и изобретательности терапевта
Образование и квалификация терапевта
Возможные затруднения
Часть 2
Компоненты терапии, сфокусированной на травме
Знакомство с компонентами когнитивно-поведенческой терапии, сфокусированной на травме
Глава 6. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение: как работает модель
Тф-кпт
Психологическое просвещение: говорим с ребенком
Об утрате
Возможные затруднения
Глава 7. Родительские навыки
Функциональный анализ проблемного поведения
Похвала
Рефлексивное слушание
Избирательное внимание
Пауза в общении
График подкрепления
Родительские навыки при воспитании подростков
Возможные затруднения
Глава 8. Навыки релаксации
Наблюдение за дыханием. Осознанность. Медитация
Постепенная мышечная релаксация
Навыки релаксации для детей, переживших утрату
Навыки релаксации для родителей
Другие техники релаксации
Возможные затруднения
Глава 9. Аффективная регуляция и выражение эмоций
Развитие у ребенка умения распознавать чувства
Выражение эмоций у родителей
Техника остановки мысли
Позитивный внутренний диалог
Укрепление чувства безопасности у ребенка
Развитие навыков решения проблем и социального взаимодействия
Формирование социальных навыков
Умение справляться с тяжелыми эмоциями
Аффективная регуляция у детей, столкнувшихся с утратой
Аффективная регуляция у родителей
Техника остановки мысли
Позитивный внутренний диалог
Возможные затруднения
Глава 10. Когнитивное совладание и навыки обработки информации
Когнитивный треугольник
Типы заблуждений и непродуктивных мыслей
Когнитивный треугольник у родителей
Укрепление чувства безопасности у выжившего родителя
Возможные затруднения
Глава 11. Травматический нарратив и проработка травмы.
Часть 1
Травматический нарратив
Начало создания нарратива и проработки травмы
Создание травматического нарратива
Травматический нарратив у детей с травмой утраты
Обсуждение травматического нарратива с родителем
Возможные затруднения
Глава 12. Травматический нарратив и проработка травмы.
Часть 2
Когнитивная обработка информации
Выявление и коррекция заблуждений и непродуктивных установок
Когнитивная обработка травмирующей информации о смерти
Когнитивная обработка созданного ребенком травматического нарратива
Возможные затруднения
Глава 13. Работа с напоминаниями о травме в реальной среде
Умение отличать беспочвенные страхи от обоснованных
Разработка эффективного плана работы в реальной среде
Возможные затруднения
Глава 14. Совместные детско-родительские сессии
Совместные детско-родительские сессии с обсуждением и обработкой травматического нарратива
Другие занятия для детско-родительских сессий
Возможные трудности
Глава 15. Активация чувства безопасности и дальнейшее развитие ребенка
Обучение навыкам личной безопасности
На что обратить внимание при обучении навыкам безопасности
Возможные затруднения
Глава 16. Компоненты подхода, сфокусированного на травме, при работе с группой
Практические и терапевтические преимущества групповых занятий в подходе, сфокусированном на травме
Рекомендации по ведению групповых занятий в тф-кпт
Возможные затруднения
Часть 3
Компоненты терапии, сфокусированной на травме утраты
Общий обзор
Глава 17. Психологическое просвещение: что такое утрата?
Говорим об утрате с ребенком
Отвлеченный разговор о смерти
Постепенный переход к открытой проработке личного опыта
Столкновения со смертью другого человека
Говорим об утрате с родителями
Возможные затруднения
Глава 18. Проживание утраты и работа с противоречивыми чувствами
«по чему я скучаю, а по чему — нет»
Проживание утраты: «по чему я скучаю»
Работа с противоречивыми чувствами: «по чему я не буду скучать»
Проживание утраты и анализ противоречивых чувств у родителей
Возможные затруднения
Глава 19. Сохранение счастливых воспоминаний
Как ребенку сохранить счастливые воспоминания
Как родителям сохранить счастливые воспоминания
Возможные затруднения
Глава 20. Переосмысление отношений и благодарность за то, что есть сейчас
Переосмысление отношений ребенком
Переосмысление отношений родителями
Опасения по поводу того, можно ли вырастить ребенка в одиночку
Возможные затруднения
Глава 21. Подведение итогов и завершение терапии
Осмысление травматического опыта
Подготовка к завершению терапии
Возможные затруднения
Приложения
Cкрытый контент, нужно авторизируйся или присоединяйся.