
Об авторах
Предисловие
Благодарности
Часть 1
Когнитивно-поведенческая терапия, сфокусированная на травме. Обзор и теоретическая основа
Глава 1. Влияние травмы и утраты на ребенка и семью
Что такое детская травма?
Признаки травмы
Аффективные проявления травмы
Поведенческие проблемы
Когнитивные искажения, появившиеся вследствие травмы
Изменения в межличностных отношениях
Комплексное птср
Физиологические изменения
Травма утраты у детей
Неосложненное горе
Затяжная реакция горя
Детская травма утраты
Работа с травмой и гореванием
Подведем итоги
Глава 2. Оценка состояния ребенка, пережившего травму
Оценка силы травмирующего воздействия
Диагностика симптомов птср
Диагностика других психических расстройств
Диагностика травмы утраты у детей
Травмирующий характер смерти близкого человека
Наличие связанных со смертью симптомов птср
Влияние симптомов птср на нормальный процесс горевания
Как сообщить родным о результатах диагностики
Глава 3. Как устроена модель тф-кпт
Принципы тф-кпт. Важность поэтапной работы
Разработка модели тф-кпт
Индивидуальные и совместные терапевтические сессии с ребенком и родителями
Структура и адаптивность сессий
Польза родительского участия в терапии7
О конфиденциальности и поощрении открытого взаимодействия между родителями и ребенком
Терапия без участия родителей
Значение социокультурного контекста в тф-кпт
Участие других помогающих служб
Общие рекомендации по использованию этой книги
Подведем итоги
Глава 4. Исследования в области тф-кпт
Подведем итоги
Глава 5. Роль терапевта в тф-кпт
Важность терапевтического альянса
Роль профессионального мнения,
Навыков и изобретательности терапевта
Образование и квалификация терапевта
Возможные затруднения
Часть 2
Компоненты терапии, сфокусированной на травме
Знакомство с компонентами когнитивно-поведенческой терапии, сфокусированной на травме
Глава 6. Психологическое просвещение
Психологическое просвещение: как работает модель
Тф-кпт
Психологическое просвещение: говорим с ребенком
Об утрате
Возможные затруднения
Глава 7. Родительские навыки
Функциональный анализ проблемного поведения
Похвала
Рефлексивное слушание
Избирательное внимание
Пауза в общении
График подкрепления
Родительские навыки при воспитании подростков
Возможные затруднения
Глава 8. Навыки релаксации
Наблюдение за дыханием. Осознанность. Медитация
Постепенная мышечная релаксация
Навыки релаксации для детей, переживших утрату
Навыки релаксации для родителей
Другие техники релаксации
Возможные затруднения
Глава 9. Аффективная регуляция и выражение эмоций
Развитие у ребенка умения распознавать чувства
Выражение эмоций у родителей
Техника остановки мысли
Позитивный внутренний диалог
Укрепление чувства безопасности у ребенка
Развитие навыков решения проблем и социального взаимодействия
Формирование социальных навыков
Умение справляться с тяжелыми эмоциями
Аффективная регуляция у детей, столкнувшихся с утратой
Аффективная регуляция у родителей
Техника остановки мысли
Позитивный внутренний диалог
Возможные затруднения
Глава 10. Когнитивное совладание и навыки обработки информации
Когнитивный треугольник
Типы заблуждений и непродуктивных мыслей
Когнитивный треугольник у родителей
Укрепление чувства безопасности у выжившего родителя
Возможные затруднения
Глава 11. Травматический нарратив и проработка травмы.
Часть 1
Травматический нарратив
Начало создания нарратива и проработки травмы
Создание травматического нарратива
Травматический нарратив у детей с травмой утраты
Обсуждение травматического нарратива с родителем
Возможные затруднения
Глава 12. Травматический нарратив и проработка травмы.
Часть 2
Когнитивная обработка информации
Выявление и коррекция заблуждений и непродуктивных установок
Когнитивная обработка травмирующей информации о смерти
Когнитивная обработка созданного ребенком травматического нарратива
Возможные затруднения
Глава 13. Работа с напоминаниями о травме в реальной среде
Умение отличать беспочвенные страхи от обоснованных
Разработка эффективного плана работы в реальной среде
Возможные затруднения
Глава 14. Совместные детско-родительские сессии
Совместные детско-родительские сессии с обсуждением и обработкой травматического нарратива
Другие занятия для детско-родительских сессий
Возможные трудности
Глава 15. Активация чувства безопасности и дальнейшее развитие ребенка
Обучение навыкам личной безопасности
На что обратить внимание при обучении навыкам безопасности
Возможные затруднения
Глава 16. Компоненты подхода, сфокусированного на травме, при работе с группой
Практические и терапевтические преимущества групповых занятий в подходе, сфокусированном на травме
Рекомендации по ведению групповых занятий в тф-кпт
Возможные затруднения
Часть 3
Компоненты терапии, сфокусированной на травме утраты
Общий обзор
Глава 17. Психологическое просвещение: что такое утрата?
Говорим об утрате с ребенком
Отвлеченный разговор о смерти
Постепенный переход к открытой проработке личного опыта
Столкновения со смертью другого человека
Говорим об утрате с родителями
Возможные затруднения
Глава 18. Проживание утраты и работа с противоречивыми чувствами
«по чему я скучаю, а по чему — нет»
Проживание утраты: «по чему я скучаю»
Работа с противоречивыми чувствами: «по чему я не буду скучать»
Проживание утраты и анализ противоречивых чувств у родителей
Возможные затруднения
Глава 19. Сохранение счастливых воспоминаний
Как ребенку сохранить счастливые воспоминания
Как родителям сохранить счастливые воспоминания
Возможные затруднения
Глава 20. Переосмысление отношений и благодарность за то, что есть сейчас
Переосмысление отношений ребенком
Переосмысление отношений родителями
Опасения по поводу того, можно ли вырастить ребенка в одиночку
Возможные затруднения
Глава 21. Подведение итогов и завершение терапии
Осмысление травматического опыта
Подготовка к завершению терапии
Возможные затруднения
Приложения
Cкрытый контент, нужно авторизируйся или присоединяйся.
Возможно, Вас ещё заинтересует:
- [Обновление] Оплата взноса и доплаты
- Клуб Самурай (август 2025) [Степан Юсин]
- Программа привычек (5-й месяц) [Тариф Эконом] [Татьяна Красильцева]
- 12 шагов к написанию собственной книги [Сергей Свет] + Как лениться с пользой: 100 приёмов для умных бездельников [Александр Логвинов]
- Вкус дома. Большая книга. Рецепты, которые вы повторите на бис [Алена Спирина]
- Философия энергетической безопасности. Теория и практика сохранения собственной энергии [Николай Черненко]
- Зачем мне это приснилось. Научитесь расшифровывать сны, чтобы разобраться в себе и следовать зову сердца [Лиза Марчиано, Дебора Стюарт, Джозеф Ли]
- Самоучитель китайского языка. Учим легко, говорим уверенно! [Валентина Васильева]
- Ты издеваешься? Как научить ребенка управлять эмоциями, когда он вас не слышит [Эллисон Эдвардс]
- Любовь - это выбор. Пять языков любви в действии [Гэри Чепмен, Джеймс Стюарт Белл]
- Внутренний ребенок. Как долюбить себя и обрести целостность [Елена Журек, Олеся Осипенко]
- Лидеры ХО 2.0. О трансформации бизнеса, культурных сдвигах, лидерстве нового типа и роли команды в будущем компании [Адизес Бизнес Консалтинг]
- Системное мышление: мой путь к прозрению [Николай Щербатюк]
- Основы клинической анатомии. Иллюстрированный атлас нозологий и патологий [Джон Ламли, Джон Крейвен, Ричард Танстэлл]
- Съеденные эмоции. Как изменить свое пищевое поведение и не искать утешение в еде [Джули М. Саймон]
- Эмпатия. Психология сверхчувствительного человека [Джудит Орлофф]
- Хулиномика 6.2: хулиганская экономика. Еще толще. Еще длиннее [Алексей Марков]
- Я больше, чем моя депрессия 300 идей как самостоятельно справиться с тревожностью, апатией, хандрой и другими признаками этого диагноза [София Ромель]
- Скульптурная гимнастика доктора Сителя. Лечебные упражнения для снятия боли в суставах и мышцах и восстановления работы внутренних органов [А. Ситель]
- Бережно о мозге. 5 главных рекомендаций психиатра, как выйти из карусели забот, страхов, тревожности и найти время для смеха и радости [Фолькер Буш]