Складчина: Город как метафора. Лекция 1. Большая машина истории [ММОМА] [Елена Громова]
Этот курс посвящен изучению большого города как уникального культурного, философского и художественного явления. Мы исследуем, как в микро- и макрособытиях города формируется новая история и новое воображение человека, который постепенно отдаляется от природы и обретает связь с урбанистическим пространством.
Большой город рассматривается как отдельное произведение искусства, где творят и наблюдают его многогранную природу выдающиеся мыслители, художники и поэты. XIX век открыл для себя фигуру «фланера» — праздного гуляющего и внимательного наблюдателя, впервые концептуализированного Шарлем Бодлером.
Мы обратимся к наследию Вальтера Беньямина, описавшего Москву 1926 года, а также к его впечатлениям от Берлина, Парижа и Марселя. Проследим, как город вдохновлял творцов ХХ века: Александра Родченко, сюрреалистов и ситуационистов, которые рассматривали прогулку по городу как способ открыть скрытые революционные возможности пространства и наметить пути к Утопическому Городу.
Ключевая идея курса — прогулка как неизменная интеллектуальная и художественная доминанта, способная раскрывать городские пространства через философский, архитектурный, литературный и поэтический контексты.
В рамках курса слушатели:
Познакомятся с философскими и литературными концепциями большого города.
Изучат связь между архитектурными, поэтическими и игровыми проектами, которые создавали образы прошлого и проектировали будущее.
Осмыслят свои собственные прогулки как арт-жесты, соединяющие личное восприятие с пространством современности.
Преподаватели курса проведут участников через глубокий анализ Москвы как Большого Города, её исторической судьбы и современной роли. Это путешествие станет не только интеллектуальным, но и творческим опытом, способным вдохновить на переосмысление своей связи с городским пространством.
Авторы курса:
Ксения Голубович — писатель, переводчик, литературный критик, кандидат филологических наук. Председатель жюри литературной премии имени Александра Пятигорского (с 2017 по 2020), автор курсов «Литература и современное искусство», «Кино и современное искусство», «Искусство и интеллектуалы в XIX-XX столетиях», «Предмет искусства: вещь, идея, чувство, образ» в Московском музее современного искусства.
Елена Громова — художник, куратор, культуролог, педагог, эксперт по визуальным коммуникациям.
Лекция 1. Большая машина истории
31 января в 19:30
Большой город за последние два века стал огромной машиной истории, создающей «современность» – универсальную среду, объединяющую людей разных классов, возрастов и образов жизни. «Мы должны быть абсолютно современными», – провозглашает провинциал Артюр Рембо в Париже, становясь всемирно известным поэтом. Город раскрывается в фигуре фланера, придуманной Шарлем Бодлером, в интервенциях и дрейфах, практиковавшихся ситуационистами, в «ледяной Москве» Вальтера Беньямина, противопоставленной европейским городам, и в антиповеденческих практиках стиляг 1950-х годов в Советском Союзе.
Город, превращенный в место толп, приезжих и свободного движения одиночек, позволяет играть с собой, оставаясь одновременно реальным и ирреальным пространством – местом, где в XXI веке пересекаются реальность и виртуализация.
Цена 800 р.
Скрытая ссылка
Этот курс посвящен изучению большого города как уникального культурного, философского и художественного явления. Мы исследуем, как в микро- и макрособытиях города формируется новая история и новое воображение человека, который постепенно отдаляется от природы и обретает связь с урбанистическим пространством.
Большой город рассматривается как отдельное произведение искусства, где творят и наблюдают его многогранную природу выдающиеся мыслители, художники и поэты. XIX век открыл для себя фигуру «фланера» — праздного гуляющего и внимательного наблюдателя, впервые концептуализированного Шарлем Бодлером.
Мы обратимся к наследию Вальтера Беньямина, описавшего Москву 1926 года, а также к его впечатлениям от Берлина, Парижа и Марселя. Проследим, как город вдохновлял творцов ХХ века: Александра Родченко, сюрреалистов и ситуационистов, которые рассматривали прогулку по городу как способ открыть скрытые революционные возможности пространства и наметить пути к Утопическому Городу.
Ключевая идея курса — прогулка как неизменная интеллектуальная и художественная доминанта, способная раскрывать городские пространства через философский, архитектурный, литературный и поэтический контексты.
В рамках курса слушатели:
Познакомятся с философскими и литературными концепциями большого города.
Изучат связь между архитектурными, поэтическими и игровыми проектами, которые создавали образы прошлого и проектировали будущее.
Осмыслят свои собственные прогулки как арт-жесты, соединяющие личное восприятие с пространством современности.
Преподаватели курса проведут участников через глубокий анализ Москвы как Большого Города, её исторической судьбы и современной роли. Это путешествие станет не только интеллектуальным, но и творческим опытом, способным вдохновить на переосмысление своей связи с городским пространством.
Авторы курса:
Ксения Голубович — писатель, переводчик, литературный критик, кандидат филологических наук. Председатель жюри литературной премии имени Александра Пятигорского (с 2017 по 2020), автор курсов «Литература и современное искусство», «Кино и современное искусство», «Искусство и интеллектуалы в XIX-XX столетиях», «Предмет искусства: вещь, идея, чувство, образ» в Московском музее современного искусства.
Елена Громова — художник, куратор, культуролог, педагог, эксперт по визуальным коммуникациям.
Лекция 1. Большая машина истории
31 января в 19:30
Большой город за последние два века стал огромной машиной истории, создающей «современность» – универсальную среду, объединяющую людей разных классов, возрастов и образов жизни. «Мы должны быть абсолютно современными», – провозглашает провинциал Артюр Рембо в Париже, становясь всемирно известным поэтом. Город раскрывается в фигуре фланера, придуманной Шарлем Бодлером, в интервенциях и дрейфах, практиковавшихся ситуационистами, в «ледяной Москве» Вальтера Беньямина, противопоставленной европейским городам, и в антиповеденческих практиках стиляг 1950-х годов в Советском Союзе.
Город, превращенный в место толп, приезжих и свободного движения одиночек, позволяет играть с собой, оставаясь одновременно реальным и ирреальным пространством – местом, где в XXI веке пересекаются реальность и виртуализация.
Цена 800 р.
Скрытая ссылка
Cкрытый контент, нужно авторизируйся или присоединяйся.