Активно Макет наглядного алфавита от Лысенко Ольги (Ивантер)

Leon

Команда форума
Администратор
Любой новый продукт появляется в ответ на проблему, которую не удавалось решить старыми способами.

Для определения ребенка на нам нужно было сделать простое действие — проверить, как ребенок знает буквы.

Проблема № 1:

Большинство алфавитов содержат картинки
Проверяя знание букв, мы не можем сделать объективный вывод о знаниях будущего ученика, т.к. при ответе он ориентируется на картинку. По факту мы проверяем не знание букв, а скорость озвучивания буквы по картинке – ассоциации.
Решение — мы сделали алфавит без картинок.

Проблема № 2:

Картинки в большинстве алфавитов подобраны некорректно
Часть согласных букв иллюстрируется словами, начинающимися на твёрдый согласный. Здесь все просто. «Б» — барабан, «Г» — гусь.

А как вы объясните ребенку, не изучавшему понятие твердости-мягкости, что звук «Дь» — дерево, это буква «Д»?

На представленных алфавитах мы обвели такие ошибочные позиции цветом.
«В» — верблюд, звук «ВЬ».
«Г» — гитара, звук «ГЬ», а также слова: лимон, мяч, петух, тетрадь, в которых первый звук – мягкий.

Уж если и создавать алфавит в картинках, то правильнее было бы помещать две картинки к согласным: одну, начинающуюся на твердый, вторую, начинающуюся на мягкий согласный.


Проблема №3:

Алфавит с написанными названиями букв
Первый шаг по проверке техники чтения – это проверка алфавита. Многим взрослым трудно поверить в то, что ребенок может не знать букв в 3-4 классе. К сожалению, в силу разных причин, в том числе логопедических, такое случается.

Ребенок уже читает. На подобном алфавите, он прочитает все, что не знает, и мы так и не сможем выявить настоящее положение дел в отношении знания букв.

Правильный алфавит
Мы создали специальный алфавит, без картинок, который позволяет абсолютно точно понять, как ребенок знает буквы:

— устойчиво;
— на уровне припоминания;
— не знает;
— заменяет одни буквы другими.

Алфавит используется очень активно при прохождении темы «Звуки гласные и согласные». Все гласные буквы помечены красным квадратиком.

При изучении темы «Согласные твердые и мягкие» мы проводим тренировку по алфавиту. Учитель называет имя буквы «БЭ» и показывает на два квадратика: синий и зеленый. Ученик должен:

1) назвать твердый звук «б» и мягкий «бь»;
2) придумать два слова: одно на твердый, второе — на мягкий согласный.

Например: «батон» и «белка».

На уроках обучения грамоте при изучении темы «Какой буквой записать мягкий звук?» учитель закрывает букву листом бумаги, указывает на зеленый квадратик, называет мягкий звук и просит записать этот звук буквой. Например:

Учитель: – Какой первый звук в слове «белка»?
Дети: – «бь».
Учитель: – Какой буквой запишем этот звук?
Дети: – Буквой «Б».

Учитель открывает карточку, и дети убеждаются в правильности выбранной буквы.

На уроках повышения скорости чтения, отдельно прорабатываются позиции с шипящими «Ж, Ш, Ц», которые не имеют пары по мягкости, поэтому на алфавите обозначаются только синим квадратиком. Изучая правила чтения с такими буквами, с первых уроков вводятся понятия норм орфоэпии и правил чтения сочетаний: жи-ши-ци; же-ше-це, жё-шё.

Алфавит выручает нас и на при соотнесении письменного и печатного изображения буквы.

Наличие алфавита является обязательным требованием при комплектации кабинета для курсов интенсивного обучения. Алфавит формата ватмана — это рабочий инструмент, который позволяет решать проблемы оперативно, незамедлительно, наглядно ставить проблемы перед детьми, организовывать игры и состязания в формате индивидуальных и групповых занятий.
 
Сверху
... ...