
Складчина: Ключи к роману Владимира Набокова «Дар» [Magisteria] [Михаил Свердлов]
Эмигрантская критика романа В. Набокова «Дар». Принципы прочтения, гиперсемантизация и смещение как основные приемы. Концентрическая система романа и его уровни.
Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я, Михаил Свердлов, попробую предложить вам ключи к роману Владимира Набокова «Дар». Мало можно назвать произведений, первое впечатление от которых бывает столь обманчивым и столь далеко уводит нас от смыслов произведения. При первочтении «Дар» очень часто производит ложное воздействие и вызывает ложные концепции.
Возьмем для обозначения парадигмы хотя бы первые отзывы на этот роман в эмигрантской печати. Петр Пильский пишет рецензию на первый выпуск в 63-й книге «Современных записок», и первый отрывок «Дара», соответственно, первая глава: «Его герой [то есть герой романа "Дар"], поэт, "рекомендует розовое фланелевое "м". Считает, что буква "ы" столь грязна, что словам стыдно начинаться с нее. "Ч" у него — гуттаперчевое, "с" — сияющее. Для характеристики самого Сирина я выбрал бы букву "ф". Временами в своих писаниях он кажется франтом, фатом, фокусником, фехтовальщиком… Как многих пишущих, его давно тошнит от привычных, зажеванных, заезженных слов. Хочется новых — и слов, и эпитетов. Поэтому у Сирина "вспорхливое чучело тропической птички", стихи "Яша читал самозабвенным певком". В редакции не грозили разгромом, а "граживали". Затем эпитеты: "лягавая красота", "дырявая погода", "недоходный лоб". О Сирине можно сказать то же самое, что было отмечено в отзывах о молодом поэте, герое этого романа "Дар". Это — "стратегия вдохновения и тактика ума, плоть поэзии и призрак прозрачной прозы". Поэт сидит на литературном вечере, слушает, наблюдает и, наконец, сознается: "Мне тяжело, мне скучно, это все не то, и я не знаю, почему я тут сижу, слушаю вздор". Так чувствует себя и Сирин».
Пильский отмечает много высокомерия, много пижонства, сплошные фокусы, кульбиты, игра слов, внешние эффекты, и практически весь роман «Дар», по крайней мере его первая часть, опубликованная в «Современных записках», по его мнению, состоит из этих эффектных приемов.
Пильский продолжает: «Сирин любит игру слов, верит, что таинственная сила их сочетаний приближается к бредовому лепету ("по ковру, пока врем"). У него пристрастие к двойникам: муж — Александр Яковлевич, жена — Александра Яковлевна. Комната в квартире г-жи Стобой оклеена палевыми обоями в сизых тюльпанах, и сама она тоже ходит в палевом платье в сизых тюльпанах. 18-я годовщина смерти Олиного отца приходится на 18-е число». Пильский подводит следующий итог: «…не вижу в этом "Даре" никакого романа — не вижу и не предвижу. Обо всем этом не стоило бы говорить, если б за Сириным не стояла известность, если бы у него не было таланта. Но это — талант литературного фокусника, и с потолка падает словесный искусственный дождь, — совсем как настоящий».
Таков негативный отзыв Пильского. Но и благожелательные, и даже восторженные отзывы отчасти не свободны от предубеждений. «…Сирин как бы решил проявить совершенную расточительность». Разумеется, расточительность образную, расточительность литературных средств. Так пишет Ходасевич, который благоволил Набокову. Адамович пишет с комплиментом вроде бы о способности автора «Дара» «высечь огонь повсюду», о «даре найти свою, не чью другую, а именно свою тему, и как-то ее вывернуть, обголодать, выжать, что, кажется, больше ничего из нее уж и извлечь невозможно». Но эта восторженная вроде бы характеристика подлежит бесконечным оговоркам, и мы понимаем, что за этой восторженностью у Адамовича стоит враждебность.
Тот же Ходасевич: опять «восхитительные приемы», «неиссякаемая изобретательность», «расточительность, которая убудет со временем, когда, вместе с созреванием таланта, писатель начнет искать более строгих, более классических форм», ну и «несдержанная виртуозность».
Скачать
Cкрытый контент, нужно авторизируйся или присоединяйся.
Возможно, Вас ещё заинтересует:
- [Шитье] Капсульный гардероб качества люкс [Bespoked] [Гульназ Рашитова]
- [Обновление] Оплата взноса и доплаты
- Клуб Самурай (август 2025) [Степан Юсин]
- Программа привычек (5-й месяц) [Тариф Эконом] [Татьяна Красильцева]
- 12 шагов к написанию собственной книги [Сергей Свет] + Как лениться с пользой: 100 приёмов для умных бездельников [Александр Логвинов]
- Вкус дома. Большая книга. Рецепты, которые вы повторите на бис [Алена Спирина]
- Философия энергетической безопасности. Теория и практика сохранения собственной энергии [Николай Черненко]
- Зачем мне это приснилось. Научитесь расшифровывать сны, чтобы разобраться в себе и следовать зову сердца [Лиза Марчиано, Дебора Стюарт, Джозеф Ли]
- Самоучитель китайского языка. Учим легко, говорим уверенно! [Валентина Васильева]
- Ты издеваешься? Как научить ребенка управлять эмоциями, когда он вас не слышит [Эллисон Эдвардс]
- Любовь - это выбор. Пять языков любви в действии [Гэри Чепмен, Джеймс Стюарт Белл]
- Внутренний ребенок. Как долюбить себя и обрести целостность [Елена Журек, Олеся Осипенко]
- Лидеры ХО 2.0. О трансформации бизнеса, культурных сдвигах, лидерстве нового типа и роли команды в будущем компании [Адизес Бизнес Консалтинг]
- Системное мышление: мой путь к прозрению [Николай Щербатюк]
- Основы клинической анатомии. Иллюстрированный атлас нозологий и патологий [Джон Ламли, Джон Крейвен, Ричард Танстэлл]
- Съеденные эмоции. Как изменить свое пищевое поведение и не искать утешение в еде [Джули М. Саймон]
- Эмпатия. Психология сверхчувствительного человека [Джудит Орлофф]
- Хулиномика 6.2: хулиганская экономика. Еще толще. Еще длиннее [Алексей Марков]
- Я больше, чем моя депрессия 300 идей как самостоятельно справиться с тревожностью, апатией, хандрой и другими признаками этого диагноза [София Ромель]
- Скульптурная гимнастика доктора Сителя. Лечебные упражнения для снятия боли в суставах и мышцах и восстановления работы внутренних органов [А. Ситель]